Бровкина Мария

"Воспитание дисциплинированности и культуры поведения"

Дисциплинированность - обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает.
Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А. С. Макаренко.
На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. п.).
Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».
Советская педагогика стоит на позиции единства в формировании нравственных качеств личности и их внешнего выражения в манерах, культуре общения и поведения.
Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.
Очень важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности. С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.). В старшем дошкольном возрасте дети стремятся помочь взрослым, заботятся о них, стараются сделать им приятное, оберегают их покой. Дети усваивают правила поведения в общественных местах, проявляют внимание, предупредительность и вежливость в общении с людьми.

В детском саду дети находятся в окружении сверстников, и потому перед воспитателем встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки дисциплины и культуры поведения. На этом этапе резко возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Одновременно формируются и мотивы поведения, желание поступать правильно не потому, что этого требует воспитатель, а в силу осознания справедливости установленных правил. Дружеские, товарищеские взаимоотношения побуждают ребенка уступать, договариваться, спокойно разрешать возникающие споры и разногласия. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил, большей самостоятельности в выборе поступка в разнообразных ситуациях, складывающихся в совместной детской деятельности.

В повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушения дисциплины, неподчинения правилам. Причины этого различны. Одной из основных является несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто-либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т. д.), то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением.
Дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой.
Дошкольники нарушают дисциплину и в условиях, когда в группе устанавливается система запретов, порой совершенно необоснованных, или когда воспитатель постоянно заставляет их кого-то ждать («Подождем, пока оденется Коля», «Подождем, пока Сережа найдет лопатку» и т. п.). Бесконечные ожидания вызывают раздражение, дети ищут, чем заняться, и нередко нарушают установленные правила.
Случаи нарушения дисциплины следует рассматривать прежде всего как педагогический просчет в организации жизни детей и руководстве их деятельностью. Педагогу следует проанализировать, насколько содержательной была деятельность ребенка, нарушившего дисциплину, помогли ли ему сосредоточиться на начатой работе, преодолеть возникшие трудности. Ведь чаще всего нарушают дисциплину дети, у которых нет устойчивого интереса к какой-либо деятельности. Лучшей мерой в таких случаях будет вовлечение ребенка в деятельность, помощь в ее организации, советы, позволяющие добиться результата. Если ребенок перевозбужден, не воспринимает никаких советов и предложений, лучше дать ему возможность успокоиться и только тогда включать в разнообразные дела.
Иногда воспитателю приходится прибегать и к некоторым мерам наказания в тех случаях, когда он убежден, что ребенок проявил недисциплинированность не случайно.
Например, воспитатель может на некоторое время лишить ребенка возможности играть со сверстниками: «Я не могу тебе разрешить играть с товарищами. Ты очень грубо разговариваешь с ними, совсем не умеешь договариваться. Поиграй вот здесь один, возле меня» и т. п.
Если между двумя детьми возникает конфликт, воспитатель должен найти способ воздействия на обоих, показав меру вины каждого. Например: «Он тебе ответил грубо, но почему так произошло? Конечно, грубить очень плохо, и ты, Коля, очень виноват. А ты, Андрюша, сам подумай, в чем твоя вина, почему Коля так грубо тебе ответил?» Помочь детям осознать долю своей вины, наладить их взаимоотношения - в этом состоит задача педагога. То же происходит, когда конфликт, нарушение дисциплины возникает в группе детей. Например, дети начали играть в комнате с мячом и разрушили чью-то постройку. Они считают виноватым мальчика, который последним бросил мяч. Но так ли это? Ведь играли все. И каждый мог так же поступить. Значит, виноват немножко каждый, потому что все забыли, что играть в мяч в комнате нельзя. Подобные рассуждения помогают детям осознавать свою причастность к случившемуся, не перекладывая всю вину на одного из них.
Воспитатель должен знать, что в детском саду категорически запрещаются физические наказания, а также такие, которые травмируют нервную систему ребенка, оскорбляют его достоинство, приносят вред здоровью (лишение еды, прогулки, удаление из групповой комнаты, насмешки, прозвища, запугивания и т; п.). Дети нередко обращаются к воспитателю с жалобами. Чтобы правильно отнестись к каждому такому случаю, надо понять причины, побудившие ребенка обратиться с жалобой, вникнуть в ее суть.
В жалобе часто выражается отношение дошкольника к возникшей в повседневной жизни группы ситуации, когда имеет место несоответствие поведения кого-либо из детей установленным правилам. Такая жалоба содержит в себе вопрос: ребенок хочет убедиться, правильно ли он запомнил правило, можно ли поступить по-другому. Например, воспитатель приготовил для занятия книгу и положил ее на свой стол. Дети знают, что со стола педагога ничего брать нельзя. «А Коля взял с вашего стола книгу», - заявляет ребенок, обнаружив, что сверстник поступил вразрез с правилом.
В подобных случаях воспитатель подтверждает необходимость соблюдения введенного правила, но делает это по-разному, учитывая возраст детей. Так, если такой поступок совершает малыш, воспитатель учитывает недостаточное развитие его волевых процессов, в силу чего интерес к новому, необычному оказывается настолько сильным, что не может быть заторможен действием правила. «Правильно, Катюша, - обращается педагог к ребенку,- не надо брать книгу со стола. Я ее всем ребятам на занятии покажу. Коля, положи книгу на стол. Ты мне ее подашь, когда все сядут заниматься». Педагог помогает ребенку выполнить правило, не вызывая упрямства, капризов.
Если такой поступок совершает ребенок среднего возраста, педагог напоминает о необходимости выполнить правило, подчеркивая, что в этом возрасте все дети уже умеют сдерживать себя и не нарушают запретов. А ребенку, обратившемуся с жалобой, советует в другой раз самому остановить сверстника, напомнить ему действующее в группе правило.
В жалобах часто звучит обращение к воспитателю за помощью, поддержкой, неудовлетворенность поступком сверстника или его отношением, обида (отобрали игрушку, дразнили, толкнули и т. п.). В этих случаях педагогу важно справедливо разрешить конфликт, установить долю вины каждого и воздействовать таким образом, чтобы не только восстановить справедливость, но и урегулировать отношения между детьми. Например, в ответ на жалобу ребенка о том, что товарищи его не принимают в игру, воспитатель предлагает сначала подумать, почему они так поступают: может быть, он сам вспомнит, как нередко спорил со сверстниками из-за желания всегда быть первым, или в игре для него не нашли подходящей роли, или просто не поняли его. Вместе с обиженным педагог может обсудить этот вопрос с детьми, помочь им включить сверстника в общую игру (найти роль, наладить взаимоотношения и т. д.)
Естественно, воспитатель категорически запрещает детям бить или толкать друг друга. Однако даже в таких случаях он глубоко вникает в мотивы совершенных проступков.
Бывают иногда случаи, что кто-либо из детей часто обращается к воспитателю с несостоятельными жалобами. Следует разъяснить ребенку неправильность такого поведения, но не обсуждать его в коллективе детей, чтобы не вызвать их отрицательного отношения к сверстнику.
Детям старшего дошкольного возраста воспитатель помогает самим разбираться в возникшем недоразумении, приучая их выслушивать друг друга, убеждать, доказывать свою правоту, вместо того чтобы обращаться с жалобой.

5 февраля 2016 в 13:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.